94

В процессе притирки палец может сильно нагреться, и поэтому перед проверкой размеров нужно дать ему остыть.
Конусность и овальность отремонтированных (как и вновь изготовленных) пальцев не должны превышать 0,0025 мм. Рабочая поверхность пальцев должна быть зеркально гладкой, без рисок, забоин и следов обработки.
ШАТУН
Шатуны двигателей мотороллеров ВП-150 и В-150М отштам-пованы из легированной (хромоникелевой) стали 12ХНЗА. Нижняя головка шатуна цементована на глубину 0,8—1,0 мм и затем закалена до твердости НИС 60—64. В малую головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Большая головка, обработанная с соответствующей точностью, служит наружным кольцом подшипника кривошипа. Шатун двигателя Т-200М изготовлен из углеродистой стали 45 и подвергнут термообработке, которая состоит из нормализации после штамповки, закалки и высокого отпуска до твердости НЯС 35—40. В малую головку шатуна запрессована бронзовая втулка. В большую головку запрессована обойма.
Возможными дефектами шатуна являются:
1) трещины;
2) изгиб и скручивание стержня шатуна;
3) износ рабочей поверхности бронзовой втулки малой головки шатуна;
4) износ отверстия в малой головке шатуна под втулку;
5) износ рабочей поверхности большой головки шатуна. Шатун, имеющий трещины любого характера и расположения,
не пригоден для дальнейшего использования в двигателе, и его не ремонтируют.
В двигателе, нуждающемся в ремонте в результате естественного износа после длительной работы, шатун обычно не искривлен и не нуждается в выправке. Чаще всего причиной искривления шатуна бывает неосторожная разборка или сборка, когда меняют поршневой палец или втулку малой головки шатуна с применением молотка. Нельзя переносить двигатель со снятым цилиндром, удерживая двигатель за шатун, так как при этом шатун можно погнуть.
Шатун можно проверять и выправлять не только тогда, когда он снят с кривошипного пальца (т. е. когда коленчатый вал разобран), но и в собранном картере с отремонтированной втулкой малой головки. В процессе ремонта бывает полезно выполнять последовательно обе проверки.
Изгиб и скручивание шатуна 3 (рис. 68, а) можно обнаружить на разметочной плите 6 с помощью двух оправок 2 и 4 и рейсмуса. При этом малая и большая головки шатуна должны быть отремонтированными.

Добавить комментарий