65

зажимают в тиски. На хвостовик развертки надевают вороток, режущую часть смазывают машинным маслом и вводят развертку в отверстие. Плавно нажимая на вороток, поворачивают развертку в направлении ее режущих кромок до тех пор, пока раз* вертка не пройдет по всей длине отверстия. Развертывание бронзы и серого чугуна производят всухую.
Развертками можно обработать отверстия по 2-му и 3-му классам точности с чистотой поверхности V7—V10. Отверстия предварительно обрабатывают черновой разверткой, снимающей большой припуск (0,1-—0,2 мм на диаметр), а затем — чистовой, на которую оставляют припуск 0,01—0,03 мм.
Шабрение
При шабрении срезают (соскабливают) тонкий слой металла с поверхности, предварительно опиленной или обработанной на станке. Шабрение служит для получения более ровной поверхности, чем это достигается при опиливании или механической обработке.
Режущим инструментом при шабрении являются шаберы, изготовляемые из стали У10 и У12. Чаще всего шаберы делают из старых напильников, затачивая их на абразивных кругах с последующей доводкой лезвия оселком. Для шабрения внутренних поверхностей отверстий применяют трехгранные шаберы (рис. 48, а). Плоские поверхности шабрят плоскими шаберами (рис. 48, б). Приемы заточки на наждачном круге и заправка оселком показаны на рис. 48, в—д.
Шабрение применяют для окончательной подгонки отверстий стальных или бронзовых втулок (например, втулки малой головки шатуна) после их запрессовки, когда отсутствует развертка нужного размера. Отверстие и вал (или палец), подлежащие шабровке, тщательно протирают тряпкой, наносят на вал тонкий слой краски (синька или сажа, разведенная в масле) и вставляют его в отверстие. Повернув вал несколько раз и, если можно, передвинув его по оси, вынимают из отверстия. Пятна краски во втулке указывают на места поверхности, которые нужно снять шабером. Затем с этих мест с помощью трехгранного шабера, перемещая его короткими движениями по окружности, соскабливают тонкую стружку. Таким образом, вставляя вал и затем снимая шабером стружку на пятнах, повторяют операцию до получения нужного зазора между валом и втулкой.
Некоторые детали мотороллера (головка цилиндра, крышки картера и др.) в процессе эксплуатации деформируются, от чего нарушается плотность соединения. Такие детали ремонтируют притиркой или шабровкой.
Процесс шабрения плоских поверхностей заключается в следующем. Плоскость детали, подлежащую шабровке, протирают тряпкой и осторожно накладывают на поверхность поверочной

Добавить комментарий